Управление классом — что значит управлять работой класса на уроке

Управление классом

Вопрос, который мы задавали учителям: «Что значит: управлять работой класса на уроке», — вызывал недоумение и растерянность  многих учителей. Далее ответы весьма различались, от категоричного ответа: «Управляет тот, кто не умеет учить», до ответа: «Управлять значит учить детей управлять собой». Большинство ответов звучал примерно так: «Управлять, значит четко ставить цели и задачи уро* иметь систему в работе, хорошо продумывать урок, поддерживать хорошую дисциплину, добиваться, чтобы все ученики работали уроке».

Управление классом — процесс поддержания деловой учебной атмосферы, вызывающей желание учеников активно работать б нарушений дисциплины.

Если вы правильно управляете классом, на ваших уроках:

ученики больше времени уделяют учебе — учитель не отвлекается на замечания ученикам, на различные отступления, у него не бывает позднего начала урока из-за неумения успокоить детей. Помните, что одна из важнейших задач управления — увеличить чистое время самого учебного процесса;

управление используется для развития самоуправления — управляя правильно, вы как учитель научите детей брать на себя ответственность в самоуправлении. Вы будете правильно разделять зоны ответственности, создавать правила и процедуры совместной деятельности.

Далее мы рассмотрим базовые управленческие умения учителя, которые создадут условия для решения этих задач.

Изучив вводный раздел, вы как учитель будете уметь:

  • Определять функции управления.
  • Выявлять особенности класса как объекта управления.
  • Различать характеристики учителей, ориентированных на старые и новые методы работы.
  • Объяснять особенности группоцентрированного подхода в управлении классом.
  • Выбирать способы предотвращения проблем в классе.

 

Основные функции управления:

  • постановка целей и планирование урока;
  • организация взаимодействия (создание на уроке структуры, распределение прав и обязанностей, установление норм, обучение самоуправлению);
  • мотивация, развитие мотивов учения;
  • контроль учебной деятельности и ее результатов (создание системы оценивания, установление стандартов, налаживание обратной связи, коррекция отклонений).

Класс как объект управления характеризуют следующие параметры:

Многомерность. Каждый ученик — это личность со своими целями, вкусами и способностями. Важно научить детей быть постоянно активными — выполнять различные задания, использовать учебный материал, находиться в курсе событий и т. д.

Одновременность. Учитель одновременно объясняет учебный материал, учитывая внимательность учеников; решая, игнорировать ли разговаривающих учеников или остановить; определяя, достаточно ли времени, чтобы начать следующую тему; выбирая, кто должен ответить на вопрос, который только что задан, и т. п.

Немедленность и непредсказуемость. Жизнь класса богата событиями и непредсказуема. Учителю необходимо немедленно реагировать на огромный объем поступающей информации — реплики и молчание, улыбки и ссоры, обиды и непонимание. Учителя обмениваются с учениками информацией буквально сотни раз в день.

Публичность общения. Учитель и ученики постоянно чувствуют себя немного «на сцене». Каждое действие или реплика оцениваются окружающими. Ученики всегда видят, прав ли учитель, справедлив ли он, есть ли у него любимчики. Публичное общение идет по определенным правилам в соответствии с принятыми нормами. Учитель должен убедиться, что все знают, как себя вести в той или иной ситуации.

Учет истории класса и взаимоотношений в нем. Значение отдельных действий учителя или ученика зависит от предыдущих, событий. Пятнадцатое опоздание ученика должно восприниматься иначе, чем первое. Взаимоотношения в течение нескольких первых недель предопределяют жизнь класса на год вперед. Сложившийся в эти недели сценарий взаимоотношений в дальнейшем очень трудно изменить.

Необходимость взаимопомощи, организация сотрудничества. Важная задача управления для учителей — это достижение поставленной цели путем повышения взаимопомощи учеников в классе, обучение детей сотрудничеству, например, создание микрогрупп для работы над заданием.

 

Способы предотвращения проблем

 

В сложной ситуации управления легче предотвращать проблемы, чем разбираться с их последствиями. Успешные учителя предотвращают проблемы следующими методами.

  1. Занятость каждого ученика делом. Владеть ситуацией — значит вовлечь как можно больше учеников в работу и избегать концентрации внимания педагога только на нескольких учащихся. На уроке все должны иметь задание. Если кто-то решает пример на доске, предложите остальным решать его в тетрадях. Попросите каждого написать ответ на вопрос, затем один ученик ответит вслух, в то время как другие будут его проверять. Если кто-то быстро выполняет задания, держите наготове интересную дополнительную работу.
  2. Контроль темпа урока. Ритм жизни детей и взрослых различается. Помня об этом учитель по возможности регулирует ритм жизни данного класса и ведет урок так, чтобы класс двигался вперед с наименьшими остановками в нужном и гибком темпе. В так называемых «сильных» классах дети особенно энергичны и шумливы. Работая с ними, эффективный учитель избегает ненужных и бесполезных остановок, иначе ученики потеряют интерес к уроку и начнут сами себя развлекать.
  3. Изначальная установка необходимых правил и процедур.

Успешный учитель вначале устанавливает правила и процедуры.

Иначе вы теряете много времени, отвечая на одни и те же вопросы: «Как исправить двойку?», «Кому сдавать работу?», «У меня сломался карандаш. Как мне дальше решать пример?», «У меня тетрадка кончилась, что делать?» и т. д. Дети в подобных ситуациях теряются пытаясь избавиться от чувства неопределенности, начинают самоутверждаться, что педагогом часто воспринимается как нарушение дисциплины.

  1. Тщательно разработанная полная программа обучения с ясными критериями достижения результатов. Школьникам объясняются план работы над предметом, программа и способы оценки знаний на всем этапе обучения, поэтому каждый ученик и каждый учитель могут видеть перспективу, фиксировать свой постепенный рост и продвижение от одного этапа обучения к другому. Это дает чувство удовлетворенности, развивает самоуважение и ощущение собственной компетентности.
  2. Тщательно продуманные первые недели ведения класса.

В классах успешных учителей первый день занятий хорошо организован: приготовлено что-то интересное для школьников, происходит обучение правилам: учитель объясняет, как нужно вступать, приводит примеры. Вообще в первые недели работы с :ассом тратится довольно много времени на правила и процедуры.

Плохое поведение пресекается: четко, но не грубо.

В классах, где в течение года возникают проблемы, первые недели проходили совсем по-другому: правила не были проработаны, для детей они либо смутные, либо слишком запутанные; ни положительное, ни отрицательное поведение учеников часто не имеет последствий; процедуры выполнения трудных заданий меняются день ото дня; процедурам не учат, ученикам приходится спрашивать друг У друга, что им делать, поэтому на уроках от «нечего делать» они болтают друг с другом.

  1. Развитие мотивов учения. Учитель старается создать позитивное отношение к учению, повысить самоуважение учеников в их познавательной деятельности, стимулировать любознательность. Хороший педагог постоянно думает о соотнесенности материала Уроков и интересов учеников, учит детей сотрудничать друг с другом.

 

Психолого-педагогические характеристики учителя

 

Педагог обязан давать детям добротные знания, хорошо знать свой предмет и иметь достаточную методическую подготовку.

Обычно выделяют следующие общие психолого-педагогические требования к учителю:

  • Знание своего предмета, умение соотнести теоретически знания с жизненным опытом.
  • Ясность изложения, возможность встать на позицию ребенка знание методики преподавания.
  • Теплота и доброжелательность, адекватное педагогически общение.
  • Энтузиазм, интерес к своему предмету, желание научить заинтересовать.

Однако этого недостаточно. Синдром «эмоциональное сгорания» — хорошо знакомое явление в школах. Постоянна усталость, ощущение отсутствия социальной поддержки, упреки ученикам и их родителям, и даже недовольство профессией — проявления синдрома «эмоционального сгорания», который часто диагностируется у представителей «помогающих» профессий (социальных работников, миссионеров, священников и учителей — всех специалистов, занимающих опекунскую позицию по отношению к людям).

Позиция менеджера, организующего деятельность энергичны, самостоятельных и инициативных людей, пусть имеющих свои возрастные особенности как школьники, не вызывает появления это синдрома.

Некоторые различия учителей-опекунов и учителей-менеджеров приведены в схеме 1.

Схема 1

  Учитель-опекун,
ориентирован на использование личного влияния
Учитель-менеджер,
ориентирован на использование власти закона
Позиция по отношению к детям «Главное — любить ребенка и делать его таким, каким я хочу его видеть». «Главное — уважать ребенка и ориентироваться на его потребности развития».
Стратегический подход при воздействии «Делай, как я сказал». «Ты знаешь о правилах и последствиях, делай свой выбор».
Выбор меры воздействия на детей Руководствуется собственным здравым смыслом. Руководствуется уставом школы, выработанным на основе определенных правил и процедур.
Выбор способа подачи учебного материала Ориентирован преимущественно на учебную программу и учебники. Ориентирован на интересы учеников и приспособление к ним способа подачи материала.
Подход к поурочному оцениванию Сравнивает детей друг с другом или с установленным стандартом. Сравнивает успехи детей с их же прошлыми успехами.
Способ итогового оценивания Оценка, основанная на личном впечатлении, использование оценки для контроля п сведения. Тест, согласованный с четким учебным планом, мнение учителя не влияет на результат.

В нашем обществе идет переход от авторитаризма к демократии, — переход от личной власти к власти закона. Этот же процесс происходит и в школе.

В последующих разделах мы будем рассматривать реализацию функций управления классом учителем-менеджером, ориентированным на власть закона и реализующим группоцентрированный подход.

 

Группоцентрированный подход в управлении классом

 

Учитель является в классе лидером по организации учебного процесса, а группоцентрированный лидер ориентирован на потребности группы (интересы учеников), он должен создавав условия для активизации энергии всех участников обучения.

Такой учитель заинтересован в том, чтобы группа была развивающимся социальным организмом. Он стремится помочь группе выработать свои собственные регуляторы поведения позволить ей самой управлять собой.

Группоцентрированный подход проявляется в умении учителя вовлечь как можно больше учеников в дела класса, используя условия для высвобождения энергии и конструктивных сил, скрытых учениках.

Во-первых, это возможность участия каждого в работе класса Ученики должны ощущать, что они — главные участники учебной процесса, что их мнение выслушивают, их идеи вносят вклад коллективную познавательную деятельность на уроке.

Во-вторых необходимое условие — это свобода коммуникации Ученики могут свободно сообщать об особенностях своего понимания или непонимания учебного материала, имеют возможность обсуждать с учителем анализируемые идеи. Обсуждение учебного материал на уроке организуется и между учениками, что приводит к появлению, нового видения ситуации, сопоставлению точек зрения, развивает критическое мышление. Происходит устранение формализма знаний, которые теперь связываются с реальным жизненным опытом учеников.

Наконец, в-третьих, благожелательная психологическая атмосфера. Педагог старается построить урок и опрос знаний так, чтобы учебный процесс не воспринимался учениками как личная угроза. Детям необходимо отсутствие страха и снятие ощущения перспективы стать униженным. Только ребенок, свободный от давления, будет активно использовать таящиеся в нем позитивные и конструктивные силы.

Характерные черты группоцентрированного учителя и их реализация в его поведении представлены в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика Поведение
Проявление доброжелательности и эмпатия.

Умение выслушать и внимание к ученикам.

Открытое и ясное выражение своей позиции учениками и учителем, не затрагивая самоуважения учеников.

Принятие на себя роли «связующего» звена.

Признание и принятие ситуации в классе.

 

Ориентация на восприятие сильных сторон личности, позитивные ожидания.

Активное слушание и перефразирование: «Тебе кажется…», «Если я правильно тебя понял…» Учитель ощущает себя в безопасности, уверен в себе, и потому сам мало чувствителен к ситуации угрозы.

Использование Я — высказываний. Нет ярлыков. Создание условий для свободы выражения позиций, в том числе критики.

Умение вести дискуссию, умение создавать связь каждого выступления с общим руслом размышлений. Резюмирование.

Признание учителем права класса быть таким, какой он есть на да ином этапе развития. Понимание того, как мыслят дети этого возраста, и умение говорить «на их языке». Внимание к тому, что не понимают и хотят обсудить ученики, принятие предлагаемых ими путей достижения целей.

 

 

Карл Роджерс, исследуя и апробируя группоцентрированный подход, задавал себе следующие вопросы:

  • Верю ли я в способность группы, ее членов решать проблемы, стоящие перед нами, или я, в основном, верю лишь себе?
  • Способствую ли я проведению в группе творческих дискуссий, выражая стремление к пониманию, доброжелательности, уважению всех мнений, или я пытаюсь тонко манипулировать групповой Дискуссией таким образом, чтобы она велась по моему сценарию?
  • Участвую ли я как лидер в делах группы, искренне выражают свою позицию и при этом не пытаясь навязывать ее другим?
  • Действительно ли я основываюсь на глубинных отношениях определяющих мотивацию, или я считаю, что поверхностные процедуры мотивируют поведение?
  • Желаю ли я отвечать за те аспекты действий, которые групп делегировала мне?
  • Верю ли я в способности человека выполнять его работу?
  • Когда возникает напряженность, стараюсь ли я предоставить возможность открытого ее выражения?

Успешность своих действий учитель может определить ориентируясь на следующие критерии:

Хорошо проведен урок: ученик на уроке повысил своё самоуважение и ощутил себя более компетентным.

Плохо проведен урок: ученик уходит с урока униженным, подавленным или разочарованным, он не видит полезного результата занятий для себя.

Представление учащихся о своих способностях обеспечивав мотивацию обучения в гораздо большей степени, чем истинны* уровень этих способностей. Дети хорошо чувствуют себя в школе, когда часто переживают успех.

Если ученики верят, что могут учиться, знают, что способы строить позитивные отношения с педагогом и вносить свой вклад в жизнь классного коллектива, то им нет необходимости тратить свои энергию на нарушения поведения. Поэтому критерием успеха деятельности учителя является выполнение им главных задач по отношению к ученикам:

  • Развивать веру в успех.
  • Считать ошибки нормальным и нужным явлением.
  • Обращать внимание на прошлые успехи.
  • Сделать процесс обучения ощутимым.
  • Признавать и видеть достижения каждого.
  • Учить детей управлять собственной деятельностью.

 

 

Резюме

  1. Функции управления — планирование и постановка целей; организация взаимодействия; мотивация и контроль.
  2. Характеристики класса как объекта управления: многомерность; одновременность; немедленность и непредсказуемость; публичность общения; учет истории класса; необходимость взаимопомощи, организация сотрудничества.
  3. Предотвращение проблем — главный принцип учителя, который обязан: добиваться занятости каждого ученика делом; иметь полную программу действий; развивать мотивы учения; контролировать темп урока; сразу устанавливать необходимые правила и процедуры; тщательно продумывать первые недели ведения класса; повышать самоуважение учеников.
  4. Учителя — опекуны и учителя — менеджеры ориентированы: первые — на личную власть, вторые—на власть закона. В обществе идет переход от авторитаризма к демократии—переход от личной власти к власти закона. Этот же процесс происходит и в школе.
  5. Учитель является в классе лидером по организации учебного процесса, причем группоцентрированным лидером, цель которого — создать условия для самореализации каждого участника обучения. Такой учитель решает основные задачи: высвобождение конструктивных сил, скрытых в учениках; возможность участия каждого в работе класса; свобода коммуникации; благожелательная психологическая атмосфера.

6. Если ученик на уроке повысил свое самоуважение и ощутил себя более компетентным, значит, урок проведен хорошо. Если ученик уходит подавленным или разочарованным и не видит результата урока для себя, то урок проведен плохо

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Павлова Ирина Андреевна // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru