Тренинговое занятия «Активное слушание»

Цикл из 4 занятий для детей с 4-7 классов

Занятие 1

  1. «Передача движения по кругу»

Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне; развитие воображения и эмпатии.

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет, и каждый из участников называет, в свою очередь, что именно передавал он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

 

  1. Представление результатов методики «Определение индекса групповой сплочённости» Сишора и методики «Тест описания поведения» Томаса

Примечание: Важно выделить существующие типы реагирования в конфликте.

 

·         соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
·         приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
·         компромисс —  нахождение решения путем частичных уступок
·         избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
·         сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

 

Отметить, что «при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой  проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше» (К.Томас).

С одной стороны в классе представлены разнообразные типы реагирования в конфликтных ситуациях, для ситуации класса в целом, это может иметь положительные стороны с той позиции, что каждый ученик может выбрать партнёра по общению с учётом своих собственных предпочтений. С другой стороны, уровень сотрудничества по классу в целом не высок, поэтому необходимо поработать над повышением уровня межличностных отношений. Работая над данной проблемой можно поднять уровень сотрудничества в классе с целью поддержки и взаимопомощи в учебной деятельности.

 

  1. Беседа на тему «общение. Виды общения»

 

Общение — это искусство, которым мы либо владеем, либо не владеем, либо владеем не в полной мере. И от того, насколько мы искусны в общении, насколько умеем или не умеем строить свои отношения с людьми, насколько мы внимательны к людям, зависит очень многое в жизни каждого из нас.

Человеческое общество немыслимо вне общения. Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми. Это называется компетентностью в общении.

Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляющее с помощью слов, называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные знаки (позы, жесты, мимика, интонации и т.д.). Невербальные средства общения чаще используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы.

Кроме того, общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

 

  1. Упражнение в парах «Смена позиций»

Цель: Следующие упражнения могу предоставить членам группы возможность для лучшего знакомства и экспериментирования с вербальным и невербальным общением.

Ход занятия: «Выберите себе партнёра. Вместе выполняйте одно из описанных ниже коммуникативных упражнений. Приблизительно через пять минут перейдите к другому партнёру и выполните второе упражнение. То же повторите и для двух последних упражнений.

Спина к спине. Сядьте спина к спине. Постарайтесь вести разговор. Через несколько минут повернитесь и поделитесь своими ощущениями.

Сидящий и стоящий. Один из партнёров сидит, другой стоит. Постарайтесь в этом положении вести разговор. Через несколько минут поменяйтесь позициями, чтобы каждый из вас испытал ощущение “сверху” и “снизу”. Ещё через несколько минут поделитесь своими чувствами.

Только глаза. Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут вербально поделитесь своими ощущениями.

Исследование лица. Сядьте лицом к лицу и исследуйте лицо вашего партнёра с помощью рук. Затем дайте партнёру исследовать ваше лицо. Поделитесь своими ощущениями и переживаниями».

 

В заключение испытания провести с учащимися беседу о том, в какой позиции им было удобнее общаться, где они чувствовали себя максимально комфортно, а где, наоборот, сжато и неуверенно.

 

Для начала необходимо разобрать некоторую область невербального общения. Она связана именно с позициями двух собеседников:

 

  1. Обсуждение упражнения.Беседа на тему «Пространственные условия общения»

Пространственные отношения — взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального или иного контакта.

  1. Интимная дистанция. Она имеет два интервала: «близкий» и «далекий». Близкий интервал — непосредственный контакт; далекий — расстояние от 15 до 45 см. За этой дистанцией словно зарезервирована область для обмена интимными посланиями на языке тела (взаимное прикосновение, контакт глаз и т.п.).

Таким образом, довольно легко установить, какого уровня общения желает придерживаться ваш потенциальный партнер. Достаточно намеренно сократить личную дистанцию, и другой человек неосознанно сделает движение, чтобы установить то расстояние, которое в данный момент находит приемлемым. Например, если вы придвигаетесь (наклоняетесь) к собеседнику или собеседнице, сокращая дистанцию до уровня интимного общения, а он или она не торопится отстраниться, то это, по всей вероятности, свидетельствует о готовности к более близкому контакту. Однако необходимо помнить, что злоупотребление этим диагностическим приемом чревато тем, что ваше приближение может быть воспринято как агрессия или панибратство, а может быть — как беззастенчивое заигрывание.

Руководители также могут усиливать свои начальственные притязания посредством пространственного притеснения своих подчиненных.

При вторжении женщины в интимную зону мужчины возмущение будет не настолько сильным, как при вторжении мужчины в интимную зону женщины.

  1. Личная дистанция. Близкий интервал: 45-75 см, далекий: 75-120 см. То, как близко стоят друг к другу люди, сигнализирует об их отношениях, или о том, что они чувствуют друг к другу.

В этом пространстве должны реализовываться нормальные коммуникационные процессы, происходящие между людьми. Однако люди, концентрирующиеся на внутренних переживаниях, стремятся к сохранению большего расстояния, чем экстраверты. Если человек не замечает личной зоны и слишком быстро приближается к интимной или даже вторгается в ее пределы, то он тем самым демонстрирует отсутствие у себя необходимого такта и верной оценки личности другого человека. Он в буквальном смысле слова предстает навязчивым и производит угнетающее впечатление. По сути дела, охрана личных зон является одним из главных принципов бессловесного общения.

Но личная дистанция не одинакова и для людей, воспитанных в сходных условиях. Так, поближе к партнеру стремятся находиться дети и старики; подростки и люди среднего возраста предпочитают отдаленное расстояние. Кроме того, мы обычно стараемся быть на большем расстоянии от тех, чье положение или полномочия выше наших, тогда как люди равного статуса общаются на близкой дистанции.

Немаловажную роль при регуляции личной дистанции играют пол и рост собеседников. Чем выше мужчина, тем более он стремится приблизиться к собеседнику, и, наоборот, чем меньше его рост, тем на большем расстоянии он предпочитает держаться. У женщин же наблюдается противоположная зависимость. Объяснением этому служит то, что в обществе сложилась обыкновенная «культурная норма» — мужчина должен быть крупным, а женщина, напротив, миниатюрной. И мы неосознанно стремимся подогнать жизнь под эту условную норму. Рослому мужчине приятно стоять рядом с невысоким собеседником, а высокая женщина, наоборот, стремится отодвинуться подальше, чтобы скрыть свой «недостаток».

  1. Социальная дистанция. Близкий интервал: 120-210 см. Люди, работающие вместе, стремятся использовать близкую социальную дистанцию. Далекий интервал — от 210 до 350 см. Эта дистанция, на которую становятся люди, когда кто-либо говорит им: «Станьте, чтобы я мог посмотреть на вас».

С социальной дистанцией мы имеем дело главным образом в сфере деловых отношений. Непроизвольно размеры этой дистанции устанавливаются тогда, когда между собеседниками стоит обеденный или письменный стол. На таком расстоянии друг от друга происходят все беседы, во время которых не стремятся установить близкие отношения, и речь идет больше о том или ином деле, чем о человеке. На таком же расстоянии происходят и разговоры о проблемах, непосредственно не волнующих и рассматриваемых абстрактно, «со стороны».

  1. Публичная дистанция. Близкий интервал: 350-750 см. Далекий интервал: более 750 см. Это как раз то расстояние, на котором обычно находятся докладчики от своих слушателей. Пределы общественной или общей зоны позволяют без всякого смущения наблюдать за людьми, в особенности за теми из них, кто выставляет себя напоказ. Это возможно еще и потому, что тот, за кем наблюдают с подобного расстояния, может быть уверен в том, что такое наблюдение не перерастает в нападение. Нападающий должен был бы сначала преодолеть довольно большое расстояние. Кроме того, различные подробности и мелочи, которые хотят скрыть от других, разглядеть на таком расстоянии невозможно. Находящийся на большом расстоянии взгляд наблюдателя не провоцирует появления каких-либо защитных механизмов или оборонительного языка телодвижений.

Следует иметь в виду, что у разных народов дистанции заметно различаются. Американский исследователь Э. Холл провел интересный эксперимент. Он «сталкивал» в деловом разговоре незнакомых коренных граждан своей страны и типичных представителей стран Латинской Америки. По итогам разговора выяснялось представление собеседников друг о друге. Холл установил, что в ходе беседы латиноамериканцы непроизвольно стремились приблизиться к партнеру, а граждане США все время отодвигались. Впоследствии, разбираясь в своем первом впечатлении о новом знакомом, североамериканец думал о латиноамериканце: какой он навязчивый, бесцеремонный, претендует на установление близких отношений. А представитель латиноамериканской страны также искренне полагал, что янки спесив, равнодушен, слишком официален. На самом деле сказывались различия в традиционных зональных нормах. Принятая в США дистанция делового общения кажется латиноамериканцам непомерно большой, так как они с детства усвоили принятую в их странах норму подходить к собеседнику почти вплотную.

Для дистанции общения не менее значимы и такие факторы, как социальный престиж или социальное положение собеседника, интравертность — экстравертность, общий объем беседы и, что особенно важно, — ее содержание. Существенно, что дистанция меняется и от внешних ситуативных факторов, например, от величины помещения.

Все это демонстрирует значение и силу дистанции и доказывает, что, как и в отношении других аспектов языка тела, всем нам полезно научиться более тонко чувствовать все нюансы положения, занимаемого нами по отношению к собеседнику.

 

6. Игра «Коллективный счет»

Цель: снятие напряжение в группе; сплочение коллектива.

Ход игры: Участники занятия должны закрыть глаза и, не сговариваясь друг с другом, попытаться произвести последовательный счёт цифр (1,2,3 и т.д.). При этом они не должны называть одну цифру одновременно. В этом случае  счёт начинается заново. Такая игра требует от участников внимательности друг к другу и способствует единению класса в достижении общей цели.

 

 

  1. Обратная связь.

С участниками тренинга проводится обсуждение занятия – ребята по очереди высказываются о том, что они вынесли из занятия.

 

Занятие № 2

 

  1. Тест на умение слушать других.

После его проведения участники сами подсчитывают количество набранных балов и оценивают своё умение слушать.

  1. «Передача движения по кругу»

Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне; развитие воображения и эмпатии.

Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом, предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет, и каждый из участников называет, в свою очередь, что именно передавал он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

3. Дар убеждения

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

Процедура: Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка — каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если «публика» ошиблась — ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).

Можно использовать иные варианты данной методики:

— попросить участников доказать, что бумажка лежит у второго человека («обвинить» его в этом), однако необходимо сделать так, чтобы ни в одном коробке бумажки не оказалась. Таким образом, оба участника будут уверены в том, что говорят правду.

— вызвать двух человек, раздать им по листу бумаги, на каждом из которых будет написать определённый цвет (например, «синий» и «красный»). Необходимо доказать, что тот цвет, который достался участнику, лучше, чем цвет его оппонента.

После проведения занятия необходимо обсудить наблюдения участников и остального класса. Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась — какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь. Кроме того, необходимо, чтобы участники тренинга сделали выводы, что необходимо сделать, чтобы казаться убедительнее.

 

  1. «Карусель»

Цель: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакт; развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.

Члены группы встают по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.

Примеры ситуаций

  • Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…
  • Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…
  • Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте.
  • После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече…

Время на установление контакта и проведение беседы 3–4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.

 

5. Игра «Коллективный счет»

Цель: снятие напряжение в группе; сплочение коллектива.

Ход игры: Участники занятия должны закрыть глаза и, не сговариваясь друг с другом, попытаться произвести последовательный счёт цифр (1,2,3 и т.д.). При этом они не должны называть одну цифру одновременно. В этом случае  счёт начинается заново. Такая игра требует от участников внимательности друг к другу и способствует единению класса в достижении общей цели.

  1. «Сигнал»

Цель: завершение занятия.

Инструкция: «Давайте встанем в круг, и все возьмемся за руки. Теперь я, легко сжимая руку своему соседу, пошлю сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал будет передаваться по кругу, пока не вернется обратно ко мне. Этим рукопожатием мы будем прощаться друг с другом до следующего занятия».

 

Занятие 3

1. Упражнение «Поиск средств передачи информации»

Участники садятся по кругу.

«У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, состояний, понятий. Например, лампа, сон, свет, веселье и т.д. Я приколю карточку на спину одному из вас, допустим, Олегу, но сделаю это так, чтобы он не видел, что на ней написано. Затем Олег будет подходить к разным участникам группы (по своему выбору), и те, к кому он подошел, невербально будут показывать ему, что написано у него на карточке. Задача Олега – понять, что написано на карточке».

В ходе упражнения тренер побуждает участников к его продолжению до того момента, пока участник точно не установит, что же написано на карточке, после чего карточку получает следующий участник.

Упражнение позволяет всем участникам группы проиграть обе роли и потренироваться в поиске средств передачи информации, в рефлексии причин невербальных интерпретаций, точности их нахождения и т.д.

2.Упражнение «Моя проблема в общении»

Время: 15-20 мин.

Члены группы пишут на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается твоя основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый студент произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.

3. Профориентационная игра «Эпитафия»

Цель:  повышение уровня групповой сплочённости, развитие навыков активного слушания, повышение у игроков готовности осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы.

Время проведения: 25 — 40 минут.

Ход занятия:

(Упражнение проводится в круге.)

  1. Участники рассаживаются в круг и ведущий «загадочным голосом» рассказывает такую примерно притчу:

Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года«, или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».

Далее ведущий спрашивает у группы: «Что на Кавказе считать не умеют? Может, со смыслом делались эти приписки на могильных плитах? А с каким смыслом? Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека»(СНОСКА: Данный пример в несколько видоизмененном виде взят из книги Головахи Е.И , Кроника А.А. Психологическое время личности — Киев: Наукова думка, 1984.).

Инструкция:

Сейчас мы совместными усилиями составим рассказ о некотором человека, который в наше время (например, в 1995 году) закончил школу и стал жить дальше, прожив ровно 75 лет. Каждый должен по очереди назвать важное событие в жизни данного человека — из этих-то событий и сложится его жизнь. Обращаю особое внимание на то, что события могут быть внешними (поступил туда-то, поработал там-то, сделал то-то), а могут быть и внутренними, связанными с глубокими размышлениями и переживаниями (например, некоторые люди стали великими, редко выходя из своего дома). Желательно предлагать события, соответствующие реальности (без всяких встреч с инопланетянами и прочими веселыми ребятами-суперменами).

В конце игры каждый попробует оценить, насколько удалась жизнь главному герою, насколько она оказалось интересной и ценной: каждый как бы сделает приписку на могильной плите нашего главного героя, сколько же лет он прожил не по паспорту, а по-настоящему.

 

  1. Ведущий называет первое событие, например: «Наш герой окончил среднюю школу с двумя тройками». Далее остальные игроки по очереди называют свои события. Ведущий должен проследить за тем, чтобы никто не подсказывал и не мешал очередному участнику. Если участников игры немного (всего 6-.8 человек), целесообразно пройтись по второму кругу, т.е. дать каждому участнику возможность назвать и второе событие.
  2. Когда последний игрок называет свое событие, предполагается, что главный игрок умирает в 75 лет, согласно условию игры.
  3. Ведущий предлагает всем немного подумать и по очереди, пока без каких-либо комментариев, просто сказать, сколько лет можно было бы приписать на могильной плите героя.
  4. Все по очереди называют свои варианты (лет, прожитых не напрасно).
  5. Далее ведущий предлагает прокомментировать названные годы тем игрокам, которые назвали наибольшее и наименьшее количество лет для главного героя. Здесь возможна небольшая дискуссия, в которой ведущему совсем не обязательно высказывать свою точку зрения (или хотя бы подождать с этим, дав возможность высказаться участникам). Довольно часто, по нашему опыту, многие игроки оценивают судьбу первого героя не очень высоко, называя 20, 30, 45 и т.п. лет (а по паспорту — 75 лет!). Нередко группа высказывает желание «еще разок попробовать». Но часто и после второго проигрывания (даже с несколько иным героем) получается не очень-то интересно. Обычно при втором проигрывании группа начинает излишне фантазировать, и многие потом сами заявляют, что «все это не похоже на правду — чушь какая-то (или «мрак какой-то»). Таким образом, построить интересную жизнь даже в воображении оказывается совсем непросто.
  6. Завершить игру можно напоминанием о том, что события бывают внешние и внутренние (нередко игра получается неинтересной как раз потому, что называются в основном внешние события, и жизнь оказывается похожей на биографию для отдела кадров). Ведущий предлагает каждому по очереди назвать какое-нибудь действительно интересное и достойное событие, которое могло бы украсить любую жизнь.

 

  1. Немного подумав, участники игры по очереди называют такие события. Задача ведущего — не столько критиковать (а многие по прежнему называют внешние события), сколько хвалить игроков, поощряя их вообще размышлять об этом.
  2. Можно даже предложить участникам задание на дом: «Если у вас будет соответствующее настроение, то тихо и спокойненько подумайте, какие события могли бы украсить конкретно ваши будущие жизни».
  3. Если позволяет время, после завершения игры ведущий предлагает игрокам на отдельных листочках записать 1 5 — 2 0 основных событий жизни некого воображаемого героя (мальчика или девочки -определяет сам игрок), который также окончил школу в настоящее время и прожил (по паспорту) 75 лет. Внизу листочка нужно просто написать, сколько же этот герой прожил в психологическом смысле. Опыт показывает, что это дополнительное задание выполняется большинством игроков очень серьезно и заинтересованно.

По опыту проведения данной игры, типичный сценарий жизни примерно такой (для девушек): после школы поступает в институт (часто в экономический или юридический); в институте знакомится с парнем, встречается (иногда появляется ребенок); ссорится с парнем; знакомится с иностранцем (реже с «новым русским») и, почти всегда, -уезжает за границу (Европа-Америка); как ни удивительно, часто возвращается через некоторое время в Россию; далее очень просто — устраивается на работу, работает; иногда — снова выходит замуж, создает семью; очень часто — появляются внуки; часто ближе к старости — пишет мемуары; умирает обычно в окружении любящих детей и внуков.

Для молодых людей (парней) жизненный сценарий примерно такого же плана, только чаще едут не за границу, а в Сибирь или на Дальний Восток, а потом «открывают свое дело» и зарабатывают огромные деньги («состояния»). Иногда случается, что главный герой получает богатое наследство, но часто его «проматывает». Нередко на каком-то этапе (ближе к зрелому возрасту) спиваются, ссорятся с сыном, но потом обычно мирятся и также умирают в окружении любящих родственников…

Таким образом, можно предположить, что даже в коллективном рассказе часто проецируются (проявляются) реальные проблемы, присутствующие в типичных отношениях подростков с родителями и сверстниками. И хотя игра служит не столько для проекции и рефлексии этих отношений, но совсем не учитывать (недооценивать) этого при ее проведении не следует.

  1. «Сторож»

цель:

— активизация группы

— развитие внимания

— развитие произвольности

— установление контакта

 

Описание:

Класс делится на две группы. Одна группа садится на стулья, поставленные в круг. Вторая группа детей встаёт за стулья. Они будут сторожами. Один из стульев никем не занят, но за ним так же стоит сторож. Этот сторож должен найти глазами того, кто попытается сбежать от другого сторожа, который должен будет его удержать.

 

  1. Обратная связь

С участниками тренинга проводится обсуждение занятия – ребята по очереди высказываются о том, что они вынесли из занятия.

 

Занятие 4

  1. «Броуновское движение»

Задание используется для разминки. Всем участникам предлагается быстро ходить по комнате, все время меняя направление движения. Сначала ставится задача как можно меньше соприка­саться (сталкиваться) друг с другом. Затем она меняется на противополож­ную: задевать окружающих как можно чаще (однако, разумеется, не толкая друг друга сильно).

 

Задания, развивающие невербальные средства общения

 

  1. «Проход по стульям»

Цель: развитие невербальных средств общения

— повышение уровня межличностного взаимодействия

Четыре человека берутся за руки. Их задача состоит в том, чтобы, не разнимая рук, пройти по стульям, на которых сидят участники группы. Для этого стулья должны стоять по кругу и расстоя­ния между ними должны быть не слишком велики. Никакие указания сидя­щим не даются, п они сами выбирают способ своего поведения. По окончании игры это поведение коллективно обсуждается. Обычно большинство членов группы старается затруднить четверке выполнение задания, не усту­пая своею места и не пропуская се мимо себя. Следует обсудить поведение четверки — и, в первую очередь, ее ведущего (т.е. того, кто идет впереди), -направленное на преодоление этого сопротивления, сравнить эффективность способов, использовавшихся разными четверками (просьба, требование, попытка пройти прямо по ногам сидящих, попытка силой сгонять их со стуль­ев и т.п.). Естественно, что поведение руководителей группы в то время, когда четверке надо пройти по их стульям, задает остальным участникам некото­рый образец (т.е. оно должно быть направлено не на затруднение, а на облегчение выполнения задания). Однако этот образец не формулируется словес­но и отнюдь не всегда принимается молодежью, что тоже дает хорошую тему для последующего обсуждения. Эту игру полезно давать на начальном этапе работы и не имеет смысла повторять на последующих занятиях.

 

  1. «Бревно»

Цель: развитие невербальных средств общения

— повышение уровня межличностного взаимодействия

 

Скотчем на полу условно обозначаются границы бревна, участники тренинга встают на него друг за другом. Их цель – поменяться местами так, чтобы первый участник стал последним. А последний – первым, при этом нельзя выходить за пределы бревна.

 

  1. «Горячо —холодно»

 

Игра представляет собой модификацию широко известной игры, в кото­рой водящий должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на указания остальных играющих: «горячо»-если он находится близко к цели, «холодно» — если далеко. Отличие в том, что вместо простого прятанья предмета загады­ваются различные действия, характер которых заранее не известен водящему (например, может быть дано задание связать шнурки туфель присутствую­щих, или снять очки с одного из участников и надеть их другому, или поста­вить в центр круга стул и встать на него и т.п.). Задание придумывается члена­ми группы совместно в отсутствие водящего. Оно обязательно должно быть действенным (не годятся задания типа «прокукарекать три раза»).

 

  1. Анкетирование

Цель: проверка эффективности работы

Время: 10 минут

Материалы: анкета с вопросами для каждого ученика.

 

  1. «Паутинка»

Цель: сплочение группы

Материалы: клубок ниток

Инструкция: «Сядьте пожалуйста, в один большой круг. У меня в руках клубок ниток, сейчас мы будем молча бросать его друг другу, тому, кому захотим. Только следите за тем, чтобы нитка была в руках у каждого из участников».

Таким образом, клубок передаётся дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем можно поговорить с детьми обо всём, что касается групповой сплочённости, спросить их «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину

 

  1. Сигнал

 

Анкета:

  • Что Вам понравилось на тренинговых занятиях?

 

  • Что Вам не понравилось на тренинговых занятиях?
  • Что нового Вы открыли для себя на этих занятиях?
  • Изменились ли Вы (как человек, как личность) за время занятий? Если да, то в чем?
  • Изменился ли для Вас кто-нибудь из ребят за время тренингов?
  • Вы бы хотели продолжить заниматься тренингами? .
  • Какие темы Вам было бы интересно обсудить на следующих занятиях?

 

Список литературы:

  • Галина Резапкина «Уроки выбора профессии» / Газета «школьный психолог», №14, 2006 г.// Издательский дом «Первое сентября».
  • Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ученое пособие. – под.ред. Райгородского Д.Я.// изд.дом «БАХРАХ-М»
  • Тренинги на все случаи бизнеса/ Под ред. Ж.В. Завьяловой. – СПб.: Речь, 2008. -151с.
  • 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов/ Под Науч. ред. В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2008. 368 с.
  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. В 4-х томах. Т.1. – М.: Генезис, 2000. – 160 с.
  • Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. – СПб.: Речь, 2010. – 230 с.
  • Грецов А.Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб, Питер, 2011. – 416с.: ил.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Павлова Ирина Андреевна // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru