«Ребенок – левша» выступление для методического объединения учителей начальной школы

 «Ребенок – левша»

 

 

Когда-то так сложилось, что у молодого классного руководителя оказались сразу 5 левшей в классе. Педагог была вдумчивая, она сразу обратилась за помощью. Когда я пришла к ней поговорить о леворуких детях, это услышали другие учители. Они попросили выступить на методическом объединении, так как ребенок-левша, хотя бы один, есть у каждого учителя в классе.

Когда родители замечают, что ребенок берет ложку или карандаш в левую руку, то у них сразу же возникает устрашающий вопрос — «Неужели мой ребенок — левша? И что теперь делать?»

В действительности ничего страшного здесь нет, хотя еще недавно считалось, что леворукого ребенка надо: переучить и превратить в «стандартного» правшу. Так как весь мир подстроен на праворуких людей и простых примеров огромное количество: музыкальные инструменты, двери, автомобили и т.д. И точка зрения о переучивании леворуких детей могла бы иметь твердую основу, если бы не маловажный факт, что леворукость по своей сути это не болезнь и не пробел в воспитании, а лишь один из путей развития.

Причиной леворукости в большинстве случаев (исключения искусственная леворукость вследствие травмы правой руки) является доминирование правого полушария головного мозга, отвечающего за образное мышление.

Как правило, о леворукости ребенка можно говорить с большой долей вероятности в 4-5 лет, до этого периода доминирование левой или правой руки может меняться. В это время определяется не только ведущая рука, но и нога, глаз, ухо. Знание о доминировании остальных частей тела помогает определить, на сколько данного ребенку: можно назвать левшой, так как леворукость говорит только о предпочтении левой руки и лишь значительное доминирование левой половины тела — о левшестве, хотя конечную точку может поставить только медицинское обследование активности полушарий.

Обычно леворукие дети, а точнее левши, более чувствительны, у них очень хорошо развит музыкальный слух, художественное видение, они имеют высокий творческий потенциал, но вместе с тем очень хрупки и ранимы.

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторных координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

1. Восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп.

2. Формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр).

3. Выделения и различения геометрических фигур, замена» сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат – ромб — прямоугольник).

4. Копирования.

5. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы).

6. Зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.

7. Очень медленный темп письма.

Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения. Различие в механизмах зрительно-моторной координации у левшей и правшей проявляется, прежде всего, в различной длительности этих микропауз. У левшей микропаузы дольше как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться как невнимательность.

В связи с этим родителям нужно набраться терпения и попытаться понять своего ребенка, помочь ему справиться со всеми трудностями, возникающими у него в праворуком мире. Для этого я рекомендуется придерживаться нескольких положений:

1. У ребенка должен быть своя отдельная комната или хотя бы свой укромный уголок со столом и стулом, где он мог бы уединиться, отдохнуть, почувствовать себя в безопасности.

2. В общении с ребенком не прибегать к резкой критике, грубым выражениям, упрекам. Надо всегда помнить, что ребенок очень раним в особенности ребенок-левша.

3. Взять себе за правило, систематически развивать зрительно-моторную координацию, восприятие через различные игры, занимательные упражнения, стараться поддерживать и развивать познавательный интерес в ребенке.

4. Помнить, что леворукость — это не болезнь, а один из вариантов нормального развития ребенка. А переучивание может привести к различным расстройствам и фобиям у ребенка.

5. У детей-левшей часто встречаются речевые нарушения. Привычными проблемами также являются стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении «лево», «право», иногда «выше», «ниже». Это может привести к сложностям в обучении, в том числе письму и решению задач.

6. Родителям маленького левши необходимо каждый разубеждаться, что ученик-левша действительно усвоил новый материал (или нашел собственный способ усвоения). Предложите ему дополнительные зрительные или другие опоры для запоминания («у тебя часы на левой руке» или «у буквы «б» хвостик торчит вверх, как у белочки, а у буквы «д» — вниз, как у дятла»).

7. У левши многие поведенческие навыки формируются и закрепляются медленнее и с большим трудом, чем у правшей. А между тем, именно они позволяют человеку успешно функционировать в обществе. Поэтому, воспитывая левшу, следует максимально закреплять как можно больше навыков, используемых им в повседневной жизни. Родители должны при этом помнить, что левая рука обладает большими потенциальными возможностями, например, более точно определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.

8. Понимать, что, на сколько вы добросовестно подойдете к развитию, в частности подготовки будущего первоклассника к школе, настолько успешно в дальнейшем он пройдет процесс адаптации в школе, а по наблюдениям различных психологов данный процесс у левшей значительно осложнен.

Для гармоничного развития ребёнка эта его особенность не играет никакой роли. На самом деле единственное, что имеет значение, это наше с вами отношение к этому. Исследования показывают, что попытки переучивать ребёнка приводят к резкому возрастанию риска заикания, неврастении и стабильного снижения самооценки у ребёнка.

Не переучивайте! Представьте ребёнку эту его особенность как имеющую не большое значение чем, например, способность некоторых людей достать языком до носа. Тем самым Вы защитите самооценку ребёнка и сделаете ещё один шаг к его гармоничному развитию.

© Ссылка на источник: http://sch1272.mskobr.ru/conditions/psihologo-pedagogicheskaya_sluzhba/poleznye_stat_i/rebenok_levsha/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Павлова Ирина Андреевна // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru