Развивающая тренинговая программа    Взаимодействия родителей с детьми «ШАГ НАВСТРЕЧУ»

 

Развивающая тренинговая программа   

Взаимодействия родителей с детьми «ШАГ НАВСТРЕЧУ»

(по программе И.М. Марковской)

 

 

Направленность: развивающая программа для родителей учащихся и будущих первоклассников

 Составитель: Павлова И.А., педагог-психолог гимназии №1272

 

Контингент: родители учащихся и будущих первоклассников

  Цели программы: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребёнком.

Для программы использованы идеи Т.Гордона, К.Роджерса, А.Адлера, Р.Дрейкуса, Е.В.Сидоренко, Е.И.Лебедевой, Г.Л. Исуриной.

 

Задачи программы:

  • Расширение возможностей понимания своего ребёнка;
  • Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребёнком;
  • Выработка новых навыков взаимодействия с ребёнком;
  • Активация открытых доверительных отношений  в семье.

 

В системе взаимоотношений детей и родителей  родители являются ведущим звеном,  и от них в большей степени зависит то, как складываются детско-родительские отношения, какой тип отношений будет доминировать.

Время программы: 1,5-2 месяца, каждое занятие 1,5-2 часа в зависимости от темы и активности участников. Всего 10 занятий.

Количество участников: 7-12 человек. Примечание: участвуют только те родители/представители ребёнка, которые непосредственно участвуют в воспитании ребёнка.

Особенность программы: важно, чтобы по итогам тренинга у родителей появилась возможность/умение эффективно разрешать трудности, поэтому ведущему занятий необходимо избегать предоставления готовых ответов и решений.

 

Пояснительная записка к курсу

В современном мире всё больше растет понимание семьи как  определяющей не только развитие ребёнка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребёнка  с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определённые модели поведения.

Традиционно психологическая помощь в семье  оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Однако современная жизнь  и условия требуют новых подходов и методов работы психолога с семьей, в том числе групповых, которые зачастую оказываются эффективнее.  Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть  на себя со стороны, глазами других, объективизировать своё поведение.  Родители начинают лучше понимать стереотипы своего воспитания, которые часто бывают неосознанными.

Комментарии: за время проведения тренингов участники получают много сконцентрированной информации (приёмов, методов коммуникации, идей), которую могут использовать в дальнейшем.

 

Программа

Развивающая тренинговая программа    Взаимодействия родителей с детьми «ШАГ НАВСТРЕЧУ» состоит из 11 занятий  в 1,5 месяцев (2 раза в неделю).

 

Методы: дискуссии, групповая и индивидуальная работа, элементы арт-терапии, игры на сплочение коллектива, просмотр видео-роликов, ведение дневников.

Предполагаемые результаты:

— обогащение представлений об особенностях воспитания детей, об индивидуальных особенностях детей;

— составление определённого личностного идеала в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков,

— приобретение способности делать осознанный выбор в сложных ситуациях,

— снижение уровня личностной и школьной тревожности,

— повышение коммуникативных навыков,

— способность решить назревающий конфликт без ссор,

— расширение знаний о себе и своём мире, о мире ребёнка,

— развитие умения слушать и слышать другого человека,

— осознание своих прав и потребностей.

 

Используемая литература:

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга
  3. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя
  4. Грецов А.Г Лучшие упражнения для обучения
  5. Еремеева Н.А. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов
  6. Кипнис М.Ш. Апельсиновый тренинг
  7. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия
  8. Паркин М.Сказки для бизнес-тренеров
  9. Паркин М.Сказки для коучинга

 

 

План занятий по программе

 

№ п/п № занятия Тема занятия
1 №1 «Знакомство»
2 №2 «Мир детский и мир взрослый»
3 №3 «Язык принятия. Язык непринятия»
4 №4 «Язык принятия. Язык непринятия»
5 №5 «Активное слушание как способ решения проблем»
6 №6 «Активное слушание» (продолжение)
7 №7 «Проблемы родителей»
8 № 8 «Конфликты»
9 №9 «Поощрения и наказания»
10 №10 «Трансактный подход»
11 №11 «Семейные заповеди»

 

Тематическое планирование программы

«ШАГ НАВСТРЕЧУ»

Тема Цели Кол-во часов
1 «Знакомство» знакомство участников друг с другом, с формами групповой работы. Выяснение ожиданий, опасений родителей. 1
2 «Мир детский и мир взрослый» поиск и описание разницы между мировосприятием ребёнка и взрослого, которое выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведения и т.д. Приобретение навыков анализа причин поведения ребёнка, исходя из поведения ребёнка. 1
3 «Язык принятия. Язык непринятия» знакомство с понятиями «принятие», «непринятие» ребёнка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей. 1
4 «Язык принятия. Язык непринятия» знакомство с понятиями «принятие», «непринятие» ребёнка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей. 1
5 «Активное слушание как способ решения проблем» прояснение различия проблем родителей и проблем детей, познакомиться с целями и приёмами активного слушания, развить навыки активного слушания. 1
6 «Активное слушание» (продолжение) знакомство с приемами активного слушания. 1
7 «Проблемы родителей» обучение способам эффективной коммуникации для разрешения проблем 1
8 «Конфликты» определение способов разрешения конфликтных ситуаций. Знакомство с 6 шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта (по Т. Гордону) 1
9 «Поощрения и наказания» знакомство с принципами использования поощрений и наказаний в процессе воспитания ребёнка 1
10 «Трансактный подход» обучение способам различать состояния «Я»: «Родитель-Ребёнок-Взрослый» 1
11 «Семейные заповеди» обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе 1

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Павлова Ирина Андреевна // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru