Развивающая программа «Путешествие в мир будущего» (4 классы)

Развивающая  программа    по профилактике дезадаптации на новой ступени обучения

«Путешествие в мир будущего»

 

Составитель: педагог-психолог Павлова И.А

Контингент учащихся: учащиеся 4-х классов (мини-группы по результатам диагностики школьной тревожности, мотивации и социометрии).

Срок реализации: февраль-апрель

Цели программы: профилактика дезадаптации.

Задачи программы:

  1. Работа с психологическим временем личности: осознание прошлого, простаивание перспективы будущего, целей, средств их достижения.
  2. Коррекция страха будущего
  3. Развитие осознания  сферы прав и обязанностей
  4. Развитие самостоятельности детей
  5. Профилактика дезадаптации на новой ступени обучения
  6. Работа с преодолением тревожности (личностной и школьной)

 

Пояснительная записка к курсу

Появление глубокого интереса к своему внутреннему миру и миру других людей – одна из главных особенностей четвероклассников. Они легко включаются в беседы о прошлом, будущем и настоящем, пытаются анализировать изменения, сравнивать, делать выводы. Четвероклассники начинают активно размышлять о себе самом – своих способностях, особенностях, сильных и слабых сторонах личности.

«Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души. Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний мир, но нередко и сами приглашают заглянуть туда. Однако взрослые должны помнит, что это последний возрастной период, когда ребёнок настолько открыт. Именно сейчас, деликатно используя присущую этому возрасту особенность, можно эффективно помогать ребёнку в решении его проблем, влиять на него» (О.В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»).

Ребёнок готовится к переходу в новую школу. Если в своем корпусе четвероклассники – самые старшие ученики, то в новом корпусе, наоборот, самые младшие. Они осознают не только это, но  и то, что на новой ступени обучения будет много новых преподавателей, от них. Детей, будут ожидать большей самостоятельности и ответственности, но всё же это – такие же дети, которые как никогда нуждаются в поддержке, но часто не осознают это. Поэтому очень важно, пока не поздно, научить их искать источники этой поддержки – в родителях, друзьях, учителях, в самом себе, и активно использовать эти источники в моменты острой необходимости.

Уже в конце четвёртого класса дети по некоторым характеристикам  приближаются к началу пубертатного периода, их поведение меняется: дети требуют уважения со стороны взрослых, уделяют внимание своим правам, забывая об обязанностях.

К окончанию четвертого класса учащиеся должны обогатить представления о собственных возможностях и способностях, качествах и мотивах поступков. Ребёнок ощущает свою ответственность, становится более самостоятельным.

 

Программа

Курс  «Путешествие в мир будущего» состоит из 8 занятий  в течение месяца (2 раза в неделю).

Методы: дискуссии, индивидуальная работа, элементы арт-терапии, игры на сплочение коллектива.

Предполагаемые результаты:

— обогащение представлений о своих способностях и возможностях,

— составление определённого личностного идеала в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков,

— приобретение способности делать осознанный выбор в сложных ситуациях,

— снижение уровня личностной и школьной тревожности,

— повышение коммуникативных навыков,

— способность решить назревающий конфликт без ссор,

— расширение знаний о себе и своём мире,

— развитие умения и навыков самопрезентации,

— развитие умения слушать и слышать другого человека,

— осознание своих потребностей

 

План занятий по программе

 

№ п/п № занятия Тема занятия
1 №1 «Я и мой мир»
2 №2 «Я и другие»
3 №3 «Я взрослею»
4 №4 «Мои трудности»
5 №5 «Мои возможности»
6 №6 «Моя ответственность»
7 №7 «Я ставлю цели..,»
8 № 8 «Я люблю себя и мир вокруг!»

 

 

Тематическое планирование

программы «Путешествие в мир будущего»

Тема Цели Кол-во часов
1 «Я и мой мир» — самопознание, осознание себя и своих особенностей, качеств, возможностей и т.д.

— попытка установить контакт с самим собой;

— развитие навыков саморефлексии

1
2 «Я и другие» — осознание границ собственного внутреннего мира;

— принятие границ другого человека;

— развитие навыков саморефлексии;

— развитие умений, которые способствуют эффективной работе в команде.

1
3 «Я взрослею» — осознание изменений себя во времени (прошлое, настоящее, будущее);

— развитие и осознание себя в конфликтах с окружающими – причин, страхов, последствий;

— осознание внутреннего ориентира собственного поведения.

1
4 «Мои трудности» — осознание трудностей в настоящем времени и способов их преодолений (по опыту прошлого);

—  развитие коммуникативных навыков и эффективной работы в команде

1
5 «Мои возможности» — осознание себя и своих возможностей;

— ориентация на будущее, создание положительных установок;

— поиск путей преодоления страха перед будущим

1
6 «Моя ответственность» — осознание внутреннего ориентира собственного поведения, мотивации и поступков,

— осознание способности развивать самостоятельность и осознанность

— расширение понятий права и обязанности

1
7 «Я ставлю цели..,» — осознание своей цели и конкретных путей ее воплощения

— развитие осознанности и самостоятельности

— развитие инициативности в детях

1
8 «Я люблю себя и мир вокруг!» —  осознание динамики развития и изменений в процессе занятий;

— развитие представления о себе и своих возможностях,

— развитие рефлексии

1

 

Используемая литература:

  1. Настольная книга школьного психолога 1-4 классы/ Л.М. Новикова, И.В.Самойлова. – М.:Эксмо, 2008. – 384с.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М., 1999.
  3. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения – М.- 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Павлова Ирина Андреевна // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru