Развивающая программа для школьников «Уроки общения» (6 класс)

 

Развивающая  программа   школьников

«Уроки общения»

Составитель: педагог-психолог ГБОУ школы №1272 Павлова И.А.

Контингент учащихся: учащиеся 6-х классов (мини-группы).

Цели программы:

  • Повышение навыков компетентного общения
  • Сплочение коллектива.
  • Развитие доверия и понимания в группе одноклассников.

Задачи:

  • Развитие внимания к личности другого человека
  • Развитие сотрудничества и взаимопонимания в группе
  • Знакомство с представлениями о способах выхода из конфликтных ситуаций

 

Методы: тренинги, дискуссии, работа в группах, работа в парах, мини-лекция, мозговой штурм.

Время: 5 занятий по 45 мин.

Форма контроля: В качестве промежуточного контроля используются устные отчеты участников (рефлексия): отмечаются основные сложности, основные выводы, что понравилось и т.д.

Для окончательного контроля разработана анкета получения обратной связи об эффективности проведенных занятий.

 

Пояснительная записка

Программа «Уроки общения» разработана в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ.

Программа составлена на основе программ «Уроки выбора профессии» Г.Резапкиной, психологических играх и упражнениях К.Фопеля.   Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования (из ФГОС НОО).

 

Актуальность и практическая значимость

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Новизна программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному формированию коммуникативных действий, необходимых для установления межличностных отношений, умения выстраивать желаемые взаимоотношения, избегать конфликтных ситуаций, научиться понимать себя и других людей.

Преемственность программы

Реализация задачи воспитания любознательного, самостоятельного, творческого, инициативного,  активно познающего мир младшего школьника, будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом поможет  курс  «роки общения», который поможет учащимся научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями, родителями, найти свое место в школьной жизни.

Цель программы:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной  школьной жизни.

Задачи программы:

  • Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей, пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.
  • Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
  • Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
  • Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
  • Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
  • Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

Отличительные особенности программы

Программа «Уроки общения» предусматривает включение задач и заданий  неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника, дети на этих занятиях сами оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Возраст детей  участвующих в программе 11-13 лет (6 класс).

Формы занятий: основными формами реализации данной программы являются подвижные  игры; развивающие- тренировочные упражнения, психотехнические и психогимнастические упражнения;  беседы, арт- терапия, работа в парах, в группах; ритуалы знакомства, прощания.

Место в учебном плане

Занятия по программе «Уроки общения» проводятся во внеурочной деятельности 1 раз в неделю  с группой учащихся Программа рассчитана на 6 часов (1,5 месяца). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Ценностными ориентирами содержания курса является то что, применяемые в программе методы обладают следующими особенностями. Они:

а) активны и основаны на проживании опыта: дети не просто усваивают знания, а через действия, игру, сказку погружаются в содержание собственного внутреннего мира;

б) эмоционально окрашены, пробуждают разнообразные эмоции, «затрагивают» интересы детей;

в) рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;

г) оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития.

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

-осознание себя с позиции школьника

—  умение адекватно вести себя в различных ситуациях

— умение различать и описывать различные эмоциональные состояния

— способность справляться со страхами, обидами, гневом

— умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам

— умение справляться с негативными эмоциями

—  стремление к изучению своих возможностей и способностей

— успешная адаптация в социуме.

Формы контроля:

  • Наблюдение
  • Диагностика

Диагностические средства

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы.
Контроль осуществляется с применением всех диагностических материалов, использованных ранее. Результаты фиксируются и сравниваются.

 

 

 План занятий

Курс  «Уроки общения» состоит из 6 занятий  в течение 1,5 месяцев  (1 раза в неделю).

 

№ п/п № занятия Тема занятия
1 №1 «Начинаем взаимодействовать друг с другом»
2 №2 «Почему люди ссорятся?»
3 №3 «Сотрудничество»
4 №4 «Доверие»
5 №5 «Эмпатия. Активное слушание»
6 №6 «Моя позиция в процессе общения»

 

Тематическое планирование программы «Уроки общения»

Тема Цели Кол-во часов
1 «Начинаем взаимодействовать друг с другом» — знакомство с группой

—  введение и обсуждение основных правил поведения на тренинговых занятиях

— активизация всех участников группы

— предоставление возможности одноклассникам лучше узнать друг друга

— сплочение коллектива

1
2 «Почему люди ссорятся?» — Познакомить учащихся с понятием «конфликт»

— Выявить особенности поведения в конфликтных ситуациях.

— Обучить наиболее приемлемым способам выхода из конфликтных ситуаций.

— Сплочение коллектива

1
3 «Сотрудничество» — Познакомить учащихся с понятием «сотрудничество»

— Научить детей взаимодействовать друг с другом

— Представление новых типов общения

— Выделение качеств, которыми должен обладать партнер

— Сплочение группы ребят

1
4 «Доверие» — Знакомство участников с понятием «доверие»

— Повышение взаимного доверия между одноклассниками

— Развитие внимания одноклассников друг к другу

— Представление нового способа взаимодействия

— Сплочение группы ребят

1
5 «Эмпатия. Активное слушание» — совершенствование коммуникативной культуры;

— формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакт;

— развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения;

— расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

— формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

1
6 «Моя позиция в процессе общения» — формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне (виды дистанций, основные позиции);

— расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

— отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;

— совершенствование коммуникативной культуры

1

 

Список литературы:

  • Галина Резапкина «Уроки выбора профессии» / Газета «школьный психолог», №14, 2006 г.// Издательский дом «Первое сентября».
  • Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ученое пособие. – под.ред. Райгородского Д.Я.// изд.дом «БАХРАХ-М»
  • Тренинги на все случаи бизнеса/ Под ред. Ж.В. Завьяловой. – СПб.: Речь, 2008. -151с.
  • 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов/ Под Науч. ред. В.А. Чикер. – СПб.: Речь, 2008. 368 с.
  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. В 4-х томах. Т.1. – М.: Генезис, 2000. – 160 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Павлова Ирина Андреевна // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru