Мотивация учащихся — рекомендации

Мотивация учащихся  — рекомендации

мотивация — процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения.

  • Какие факторы влияют на мотивацию?
  • Какими способами учитель может усилить мотивацию?
  • Как ход учебного занятия может способствовать усилению мотивации?

Мотивационными процессами можно управлять.

Этот процесс называют мотивированием.

Мотивирование может пониматься как

  • создание условий для развития   собственных  мотивов  учеников,
  • как  внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний.
  • Источником активности человека являются его потребности.
  • Мотив — побуждение к активности в определенном направлении. Мотив появляется, если человек видит способ удовлетворения потребности. Уровни развития потребностей у людей различаются.
  • Мотив достижения — стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.
  • Мотив достижения может рассматриваться как система самооценки.
  • Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, оценка своих качеств, отражает степень развития самоуважения и отношения ко всему, что входит в сферу «Я».
  • понимание мотива достижения как системы самооценки задает три главные точки приложения сил учителя для развития мотива достижения у ученика:

 

Советы учителю

При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности:

  • Спрашивайте у ученика: «Ты удовлетворен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой».

Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и промахов, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности Помните, что учащиеся приходят в школу с разным уровнем развития мотива достижения, основанном на прошлом опыте.

  • Учащиеся, которые уже усвоили материал, могут отдохнуть. Приготовьте для них некоторые дополнительные задания.
  • Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, могут понадобиться такие задания, которые защитят их от публичного осуждения и критики.

Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбора цели.

  • В начале изучения темы информируйте учеников о том, чему они должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы, предложите полную программу действий с вариантами выбора.
  • Предлагайте ученикам самим выбрать для себя уровень сложности заданий.
  • Предложите выбрать способ достижения цели.
  • Предложите одаренным и отстающим ученикам вместе разработать индивидуальные планы обучения.

Помогайте ученикам ставить перед собой реалистические цели.

  • Поощряйте учеников, которые ставят перед собой достижимые цели, чтобы усложнять их со временем.
  • Когда ученики ставят перед собой нереально высокие цели, предложите им альтернативу.
  • Попросите учеников записывать в специальной тетради цели и задачи, которые они ставят перед собой на день, неделю или четверть.

Расспросите учеников о том, когда и где они будут работать над достижением своих целей, какие материалы им для этого понадобятся и когда они предполагают закончить Помогайте ученикам быть ответственными за удачи и промахи.

  • Если вы делаете ошибку или ваша работа не выполнена на достаточно высоком уровне, обсуждайте это с учениками. Будьте самокритичны и ответственны за свои ошибки.
  • Приглашайте на уроки гостей, которые рассказали бы о своих удачах и неудачах.
  • Попытайтесь находить смешной выход из ситуаций. Иногда ошибки бывают веселыми.

Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда.

  • После выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особенно трудно, и как они с этим справились.
  • Обсуждайте причины не только успехов, но и неудач.
  • Постарайтесь избегать быстрых собственных выводов о причинах успехов и неудач.

Сделайте ситуацию успеха достижимой.

  • Выбирайте такие задания, при выполнении которых ученики чаще добиваются успехов, чем неудач.
  • Если у учеников возникают проблемы, разделите изучаемый материал на более мелкие порции.

Выбирайте адекватную методику преподавания предмета

 

Развитие познавательного мотива:

 интереса к предмету и любознательности

 

Желательно строить учебный план, согласуя его с

  • интересами учащихся.

Учебный материал должен включаться в «картину мира» ученика, связываться с его

  • повседневным жизненным опытом. Используйте все возможности учебного материала для развития любознательности учеников

Все, что повышает любознательность, может быть включено в урок:

  • новые необычные факты и взгляд на события, яркие наглядные пособия и изготовление самоделок — все идет в ход.

Используйте

  • игры и все активные методы обучения.
  • Обратитесь к проблемному обучению. Учителя должны создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта. Различают изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, в котором процессом управляет учитель.
  • Используйте «метод проектов». «Проект» — исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, иногда целой четверти.

Плюсы метода «проектов»:

  1. Развиваются познавательные интересы.
  2. Используются различные формы работы: дискуссии, работа с литературой, сбор эмпирической информации и т. п.
  3. Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, ребята видят результат своего труда.
  4. Отсутствует формализм знаний.
  5. Устанавливается связь с жизненным опытом.
  6. В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать.

В ходе работы над проектом учитель должен:

  • Помочь разработать программу исследования.
  • Помочь в поиске источников информации.
  • Сам стать источником информации.
  • Поощрять и поддерживать энтузиазм.
  • Помогать при появлении трудностей.
  • Поддерживать обратную связь.
  • Развитие социальных мотивов: организация сотрудничества
  • На мотивацию особенно влияет наше отношение к другим людям, вовлеченным вместе с нами в достижение определенных задач.
  • Возможны разные способы организации деятельности:
  • совместная работа,
  • соревнование,
  • индивидуальная работа,
  • которые по-разному влияют на отношение к группе и к себе как к члену группы.
  • Совместная работа является наиболее полезной для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать и быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было «зайцев», т. е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счет работы группы, можно распределить ответственность между учениками.

Советы учителю:

Начиная работу, убедитесь, что у учеников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя непосредственно причастными к групповым занятиям:

  • после изучения сложного материала попросите учащихся проверить себя в усвоении нового материала, объясняя его друг другу;
    • когда работа особенно захватывающа и интересна (устные доклады и т. д.), учащимся полезно работать в группах;
    • предлагайте детям придумать вопросы для одноклассников и задавать их на уроке.

Ученики должны воспринимать классную аудиторию как приятное и надежное место.

Для этого обеспечьте помощь и возможность исправить ситуацию отстающим ученикам;

не допускайте критики одного учащегося в присутствии других;

не позволяйте создавать в классе изгоев.

Используйте оригинальные методы организации сотрудничества, например объяснение блока нового материала одним из учеников или ведение старшеклассниками уроков в младших классах (исполнение роли учителя).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Павлова Ирина Андреевна // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru