Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)

Автор статьи педагог-психолог ГБОУ школы №1272 Гуркина Людмила Владимировна.

Официальная публикация на международном портале maam.ru — ссылка на публикацию 

 

Людмила Гуркина 
Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания

(в рамках педагогического совета)

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассмотрим актуальную тему – профессиональное выгорание

Так что же это такое? Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Данный синдром является самой опасной профессиональной болезнью тех, кто работает с людьми. А ведь именно такой и является профессия педагога. В ежедневном общении с учащимися и их родителями возникают различные ситуации, зачастую в ходу которых возникают отрицательные эмоции. В результате внутреннего накапливания данных эмоций без соответствующей «разрядки», освобождения от них и формируется профессиональное выгорание.

Синдром развивается постепенно. Они проходит три стадии. Сейчас прошу вас вспомнить свое эмоциональное состояние за последнее время и соотнесите со следующими симптомами. Замечу, что эмоциональное состояние находит свое выражение не только в общении на работе, но и во взаимоотношениях с членами семьи, близкими.

Итак, первая стадия:

— характерно приглушение эмоций, сглаживанием остроты чувств; человек отмечает, что вроде бы все нормально, но как-то пусто и скучно на душе;

— исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

— возникает чувство неудовлетворенности, тревожности, и вы все чаше, приходя домой, хотите, чтобы вас оставили в покое. При этом беспомощность и апатия со временем может перерасти в агрессию и отчаянье.

Вторая стадия:

— неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии участников образовательного процесса. Сначала это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. На этой стадии человек уже не в состоянии устанавливать нормальный контакт с окружающими.

Третья стадия:

— притупляются представления в жизненных ценностях, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. Эмоциональное истощение приводит к физическим болезням: повышение артериального давления, гастрит и т. д.

Я лишь поверхностно осветила причины и формы проявления профессионального выгорания, т. к. в сегодняшнем общении с вами мне хотелось бы сделать акцент на профилактике данного состояния и методах саморегуляции.

Что же мы может предпринять сами?

Крайне важно не замыкаться, не оставаться одному со своим состоянием. Необходимо общение с людьми на эту тему. Это могут быть как члены семьи, так и коллеги по работе. В последнем случае возможен обмен опытом по предотвращению данного состояния. Следует помнить, что положительные эмоции менее устойчивы – мы их пережили и они ушли, вот негативные эмоции подпитывают себя сами и чем больше мы в них погружаемся, тем дольше они будут длиться.

Как ни банально это звучит – специализированная помощь – психолога, возможно даже психиатра, который может выписать лекарственные препараты, облегчающие состояние.

Обязательно физические нагрузки, сжигающие так называемые «гормоны стресса». В идеале – это занятия спортом – фитнес, танцы, йога, бассейн и т. п. Я понимаю, что у многих присутствующих нет этой возможности выделить время для посещения спортзала. В этом случае подойдет любая физическая активность. Можно выйти из общественного транспорта на одну остановку раньше и прогуляться до дома пешком.

В ваших раздатках есть памятки с прописанными там методами саморегуляции. И сейчас мы вместе опробуем их. Некоторые из них я давала ребятам в рамках психологической работы подготовки к ЕГЭ. И отзывы были положительные.

— «Дыхание на семь»

— Точечный самомассаж кистей рук.

(Проводится совместная проработка данных техник психолога с коллективом)

Это была работы с физиологией.

А теперь затронем работу со своим внутренним «Я» и сразу же попрактикуемся.

— для разминки предлагаю вам упражнение «10 плюсов». Вам дана ситуация: «Вы с начала рабочего года откладывали деньги на новогодний отпуск, выбирали место отдыха, казалось, все продумали и тут… упс, по независящим от все причинам, все срывается!. Ситуация аховая и остается только впасть в уныние, оставаясь все праздники в холодном городе, тоскуя по вожделенным теплым краям… тут и приходит на помощь умение посмотреть на все с другой точки зрения и даже извлечь плюсы из сложившийся ситуации. Итак, пусть каждый из вас найдет хотя бы пять плюсов и впишет из в бланке раздатки.

(Дается время для работы, затем в произвольном порядке педагоги перечисляют те плюсы, которые они нашли. Психолог подводит итог по данной работе)

Следующая техника, которую мне хотелось бы вам порекомендовать – «Диссоциация и ассоциация».

Диссоциация – это когда человек наблюдает за ситуацией, как зритель «со стороны». Ассоциация – ситуация переживается изнутри с сопутствующими эмоциями.

Ассоциированное восприятие замечательно подходит для ситуаций, вызывающих положительные эмоции. Это может служить ресурсом, когда мы в своих воспоминаниях на ассоциативно погружаемся в положительно окрашенную эмоциональную ситуацию. В воспоминаниях крайне важны визуальные составляющие – цвет, яркость, звуки, кинестетика – ощущения тела, запахи, вкус. Воспоминание закончилось, а приподнятое воспоминание осталось.

Теперь о ситуациях, воспоминания о которых вызывает негативные эмоции. Так как вы еще не владеете данной техникой, то прошу вас выбрать для начала ситуацию, которая несет в себе НЕ сильные отрицательные эмоции.

Закройте глаза и оживите в себе воспоминание… Где вы сейчас – внутри ситуации или за пределами ее?. Для облегчения диссоциированного видения, представьте себя в зрительном зале, сидящем в удобном кресле и просмотрите всю ситуацию, как представление в театре. Имеет ли она цвета?. Представьте как она постепенно выцветает… а теперь сделайте ее черно-белой… Отдалите от себя сцену с действием медленно, но как можно дальше. Оцените то, как сейчас она воспринимается… Зафиксируйте в сознании это новое восприятие…

Это была работа с воспоминаниями. Но как быть, если это текущая ситуация и вы вовлечены в нее самым непосредственными образом. Для этого неплохо потренироваться в умении смотреть на себя со стороны здесь и сейчас. Прямо сейчас попробуйте увидеть себя с высоты… а теперь со стороны соседа, сидящего слева… справа, может быть кому-то удастся увидеть себя с позиции сидящих сзади… Упражняться в этом навыке можно в любое время – по дороге на работу – с работы, во время урока, в общении с коллегами.

Групповая консультация педагогов по профилактике профессионального выгорания (в рамках педагогического совета)

Как часто мы положительно отзываемся об окружающих на людях, хвалим других. А когда последний раз вы хвалили себя? Уверена, что большинство из вас удивит мой вопрос. А вот следующий вопрос, когда вы в последний раз себя критиковали-осуждали-ругали. Интересно – у всех ответ – сегодня или у кого-то все же вчера? Важность похвалы самого себя нельзя преувеличить. Попробуйте сейчас же перечислить 10 дел, которые вы совершили за последнее время и за которые вы могли себя похвалить. Кстати, не обязательно, чтобы эти дела были связаны с вашей профессиональной деятельностью…

Вспомните три черты характера, которые вам помогают в жизни, в профессиональной деятельности…

А теперь вспомните талант или же, для особенно скромных, способность

Надеюсь, теперь то вы убедились какие вы замечательные, способные и талантливые. Конечно, я понимаю, что многие из вас осознают собственную ценность как профессионала, так и человека, но после сегодняшнего занятия, я вас уверяю, вы откроете в себе новые грани!

Раздаточный материал

МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Многие знают, дыхание – индикатор стресса. То как мы дышим — будь то короткое, поверхностное дыхание грудью или же глубокое и спокойное — диафрагмой — непосредственно затрагивает блуждающий нерв, который проходит через грудь, а также влияет на нервные рецепторы в легких. Эта система нервов связана с лимбическим центром мозга, который контролирует эмоциональные реакции. Cпокойное и правильное дыхание может помочь успокоиться и привести ум и чувства в порядок.

«Дыхание на семь»

Сосредоточьте внимание на дыхании. На шее пальцем нащупайте пульс. Совершайте медленный вдох на 1-2-3-4-5-6-7 и такой же медленный выдох на 1-2-3-4-5-6-7, при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна. Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Точечный самомассаж обычно выполняется кончиками большого, указательного, а иногда и среднего пальцев левой руки (когда массируем пальцы правой руки, начиная с ногтевой фаланги мизинца (и далее – других пальцев). Для этого необходимо пальцами левой руки щипком захватить ногтевую фалангу, нажимать и обворачивающими движениями выполнять разминания и растирания ногтевой фаланги правого мизинца. Далее по очереди выполняется массаж ногтевых фаланг IV, III и II пальцев. Потом массажируется точка, указанная на рисунке. В завершение выполняется массаж ногтевой фаланги большого пальца. Затем вторая кисть. Самомассаж биологически активных точек левой кисти начинается с массажа ногтевой фаланги большого пальца, потом точка, указанная на рисунке, ногтевых фаланг 2-го, 3-го, 4-го и 5-го пальцев – то есть, в обратном порядке. Длительность самомассажа всех активных точек — 2 – 4 минуты. Улучшение самочувствия наблюдается уже после массажа точек правой кисти, а нормализация состояния наступает после окончания самомассажа всех активных точек кистей рук. Иногда бывает (в начале обучения методики, что эффект от массажа не полный. В таком случае следует повторить весь сеанс еще раз, а то и дважды. При выполнении самомассажа действие его длится 2-3 часа и более. Такой самомассаж поможет быстро снять напряжение, устранить тревожность, стресс, головную боль, а также поможет избавиться от других неприятных ощущений и негативных психических состояний.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Павлова Ирина Андреевна // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru