ТЕСТ-ТРЕНИРОВКА КАК СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ТЕСТ-ТРЕНИРОВКА

КАК СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Эффективная работа – это работа в команде!

На данный момент времени актуальным становится присоединение детских садов к школе. Таким образом, усиливается необходимость и обостряется  значимость преемственности между дошкольным возрастом и младшим школьным.

Совершенно естественно, что мы пришли в психологию помогать детям и взрослым на разных этапах их жизни. Дошкольные психологи очень хорошо знают и действуют в соответствии с основными новообразованиями детей дошкольного возраста. И им небезразлично, какими они (воспитатели и психологи) выпускают детей на новую ступень их жизни.

В своей работе в школе я сталкивалась с определенными проблемами у детей на этапе обучения в начальной школе. Проблема, определенная ещё в 1-2 классах, «волочилась как хвост» за ребёнком, так, что часто он на выходе из начальной школы имел низкие показатели адаптированности к новому (среднему звену). Разумеется, в школе ведется диагностика, консультирование, но в большинстве случаев на регулярные развивающие занятия в системе просто не отводится времени по причине высокой занятости самих детей. Поэтому проблемы, как ком, могут наслаиваться друг на друга.

Мне стало интересно на практике понять, где то звено у ребёнка, тот самый тревожный маячок, который можно увидеть и, тем самым,  предупредить возникновение трудности.

Дошкольные группы развития стали своеобразным ответом на этот вопрос:

Из 4-х лет работы на дошкольниках, каждый год я стараюсь модифицировать  систему диагностики и коррекционно-развивающего направления, чтобы этот этап служил базой профилактики дезадаптации к 1-му году обучения. Цель: увидеть проблему как можно раньше – предотвратить или легко скорректировать её.

Основные этапы работы

I.Обучение и диагностика дошкольников

  1. II. Диагностика уровня адаптированности первоклассников

Начнём со второго этапа, чтобы понять, куда и как двигаться на первом.

ДИАГНОСТИКА СТЕПЕНИ АДАПТИРОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ

Не секрет, что в дошкольном возрасте большая часть проблем идёт из семьи, и сейчас в этом можно убедиться на примере из практики работы с первоклассниками 2013 г (бывшими дошкольниками из групп развития)

Дети условно поделены мной на  группы

  1. Успевающие Среднеуспевающие    3.Слабоуспевающие

Стоит оговориться, что успевающие дети так же могут снизить свои показатели, но, как показывает практика, уже  вследствие эмоционально-личностных трудностей, которые влияют на отношение к учёбе.

Переходим к первому этапу

ОБУЧЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА ДОШКОЛЬНИКОВ

Цели:

  1. Позволяет сделать прогноз на 1-й класс
  2. Позволяет определить проблемные зоны дошкольника
  3. Позволяет наладить конструктивные взаимоотношения с родителями ребёнка

Мамы и папы дошкольников испытывают повышенную тревожность в связи с поступлением ребёнка в школу, поэтому чаще всего сами ищут поддержку со стороны педагогов, воспитателей и психологов. Если родители доверяют, то появляется возможность конструктивного взаимодействия во благо ребёнка.

 

  1. Позволяет определить схему диагностико-развивающих занятий. Т.е. в процессе развивающих занятий мы имеем возможность каждый раз диагностировать сформированность тех или иных навыков и представлений).

 

Как в спорте есть упражнения, которые воздействуют эффективно на многие группы мышц единовременно, так и в развивающих занятиях можно найти такие комплексы – это своеобразный ТЕСТ-ТРЕНИРОВКА.

  1. Организация ТЕСТА-ТРЕНИРОВКИ (процедура проведения).

Проводится 2 раза за год.

ТЕСТ-ТРЕНИРОВКА
Январь   Апрель/май
1.     Для определения проблемных зон детей

2.     Для знакомства и установки конструктивного взаимодействия с родителями

3.     Для определения траектории развития (на апрель)

1.     Для изучения динамики развития  проблемных зон

2.     Для составления плана работы на лето для детей и родителей

3.     Для профилактики дезадаптации на первом году обучения

4.     Для полноценно равномерного формирования классов

5.     Для предоставления первичных данных о ребёнке для классного руководителя

Примечание: Оба раза для родителей нужно определять безопасные и значимые цели диагностики, развития и их работы с ребёнком: Это необходимо для того, чтобы ребёнок был успешен в школе.

Под словом «успех» каждый человек понимает что-то своё, но на данном этапе это не так важно, т.к. мы обращаем внимание на другой момент:

— слово «проблема» родитель может  встретить агрессивно, может переложить ответственность и т.д.

— слово «успех» не вызывает негативных эмоций, а наоборот располагает к общению.

«И таким образом, чтобы Ваш ребёнок был успешен в школе, ему необходима Ваша помощь».

 

  1. Содержание ТЕСТА-ТРЕНИРОВКИ

Мой подход: найти несложный для психологов, воспитателей и родителей инструмент для развития и отслеживания динамики развития ребёнка, который будет содержательным. Но при этом не будет требовать большого количества времени и сил.

 

Есть много разных вариантов диагностики дошкольников, которые раскрывают значение того или иного показателя. За 4 года работы мне удалось найти те методические  инструменты, с помощью   которых я могу сделать прогноз успешности ребёнка с высокой точностью.

 

  • Задания на память;
  • Выполнение инструкции;
  • Классификация по признаку;
  • Графический диктант;
  • Работа по образцу (текст и рисунок)
  • Рисунок человека
  • Тест МЭДИС

Рисунок человека и МЭДИС являются достаточно показательными, но не всегда отражают суть развития ребёнка (часто успешные дети не любят рисовать, или те же успешные дети теряются в непривычных, сложных иногда даже для взрослого человека, картинках).

Общий результат по вышеперечисленным методикам даёт прогноз высокой точности. Дети, которые успешно справились с этими заданиями, в первом классе не имеют проблем с адаптацией и, в целом,  в обучении в школе.

 

Рассмотрим каждую из методик подробнее. Всё это – та или иная модификация известных тестовых заданий, не претендует на авторство.

1.    Задания на память
 
-умение концентрироваться — процесс запоминания -процесс воспроизведения информации

С каждым ребёнком занимает не более 5 минут.

Информация, полезная для родителей. Развитие 3-х видов памяти:

  1. Аудиальная: методика 10 слов

 

Пример:

Дом, кот, осень, люстра, картина, лес, дерево, ветер, самолёт, карандаш

 

  1. Визуальная: 16 картинок

 

  1. Кинестетическая: запоминание последовательности картинок или цветов (с последующим выкладыванием в этой последовательности)

2.    Задание-инструкция с определённым количеством условий (от 5 до 7)
 

Условия зачитываются одновременно (а не пошагово), повторяются 2 раза. И ещё 1 раз после выполнения работы (для самопроверки детей и исправления ошибок)

 

Диагностирует и развивает умение концентрироваться с первого условия Диагностирует и увеличивает объём запоминания Диагностирует и тренирует способность к удержанию правил (инструкции) в голове в процессе работы Диагностирует и тренирует  способность увидеть и исправить ошибку

 

 

Пример: Перед тобой нарисовано 5 полочек (дорожек). На третьей полочке нарисуй 5 одинаковых кубиков. Все кубики должны быть разного цвета. Самый правый – синий, самый левый – красный, средний кубик – жёлтый.

 

В этом примере задания 6 условий:

  1. 3 полочка
  2. Кубики
  3. Кубики разного цвета
  4. Правый – синий
  5. Левый – красный
  6. Средний — жёлтый

 

  1. Классификация по признаку.

Пример:

Для задания можно взять геометрические фигуры. Детям необходимо найти одинаковые фигуры и закрасить их одним цветом. Сколько групп найдет, столько и будет цветов.

 

 

В этом задании ребёнок должен уметь различать прямые, перевёрнутые и зеркальные фигуры.

Если ребёнок не находит, можно объяснить это, используя всего лишь 2 шага.

  1. Нарезать такие же фигуры, чтобы он смог переворачивать их, убеждаясь, что это – одна и та же фигуры.
  2. Когда это понимание приходит – можно переносить то же самое на лист бумаги, туда, где ребёнок сможет переворачивать фигуры только в уме.

Т.о. мы смотрим на обучаемость ребёнка и его возможность хранить и использовать новую информацию.

4. Графический диктант
Умение слушать Пространственная ориентация + удержание строки Удержание внимания длительное время Моторика Способность работать по заданному образцу

 

Плюсы этого метода: доступность, работа в группах, не требует особой подготовки.

Дополнительно: можно предлагать детям диктант-рисунок, тогда ребёнок самостоятельно сможет оценить правильность выполнения задания.

Примечание: если в диктанте выполняется сразу несколько строчек с разными рисунками, можно отследить график работоспособности дошкольника и уловить, в какой момент ему труднее всего удерживать внимание.

5А Работа по образцу (текст)
           В стандартном варианте используется фраза на русском языке «я ем суп», «ей дан чай» и т.д. Проблема: дети часто понимают прописные русские буквы и перерисовывают их печатными, более понятными для них. Тогда часть диагностического и развивающего материала теряется за счет упрощения задания самим ребёнком.
Примеры:

 

Таким образом, мы можем отследить:

Эмоциональную реакцию на трудное задание; тщательность выполнения, усердие, мотивацию (интерес к заданию) Умение видеть строчки, держать строчки, видеть заглавные буквы, пробелы, попытку срисовать несколько букв.

 

5Б работа по образцу (рисунок)

В стандартном варианте  это «Домик» Гуткиной. Проблема заключается в том, что дети часто рисуют эту картинку – возникает ситуация научения, картинка становится узнаваемой, при этом теряется диагностическо-развивающая функция ориентировки в пространстве листа при выполнении незнакомого для ребёнка рисунка

 

 

 

 

 

Любая абстрактная фигура с соединениями, мелкими частями. Развивает ориентацию в пространстве, способность удерживать внимание, моторику.

Примечание: листочки с образцами-рисунками и образцами-текстами можно положить на стол (это будет имитация работы с тетрадью или учебником), а можно повесить на доску или стену (имитация работы с доской и наглядными материалами).

 

6.Фигурный диктант (элемент диагностико-развивающего занятия)

Инструкция:
Слева, справа, ниже, выше — нарисую, как услышу — правило, по которому ты должен выполнять новое задание.

1 часть Перед тобой нарисован круг.

  1. Слева от него нарисуй треугольник, а справа от круга квадрат.
    Справа от квадрата на некотором расстоянии нарисуй круг, но так, чтобы он был больше уже нарисованного.
    3. Между большим кругом и квадратом нарисуй прямоугольник.
    4. Слева от треугольника нарисуй маленький квадрат. Он должен быть меньше треугольника.

5.Выше большого квадрата нарисуй овал. Под треугольником нарисуй круг. Между маленьким квадратом и треугольником нарисуй линию. Справа от большого круга нарисуй флажок.

  1. Правее флажка, на некотором расстоянии от него нарисуй треугольник, который меньше уже имеющегося.
    7. Слева от маленького треугольника, но справа от флажка нарисуй снежинку.

2 часть:

После этого попросите ребенка приготовить цветные карандаши. Следующие инструкции такие:
1. Раскрась фигуру, которая находится между прямоугольником и флажком синим цветом.
2. Раскрась фигуру, которая находится между большим треугольником и квадратом красным цветом.
3. Раскрась последнюю фигуру в ряду зелёным цветом.
4. Фигуру, стоящую слева от снежинки, но справа от синего круга, раскрась красным цветом.
5. Фигуру под большим треугольником раскрась жёлтым цветом.
6. Фигуру, находящуюся слева от большого круга, но справа от квадрата, раскрась зелёным цветом.
7. Фигуру над жёлтым кругом оставь незакрашенной.
8. Фигуру в начале всего ряда, слева от линии, раскрась синим цветом.
9. Фигуру под овалом закрась зелёным цветом.
10. Фигуру между двумя кругами, слева от прямоугольника, над квадратом, закрась жёлтым цветом.
11. Фигуру между флажком и маленьким треугольником оставь незакрашенной.

Вывод

Таким образом, у нас есть небольшой тренажёрный комплекс, который позволяет и диагностировать трудности, и развивать навыки, представления и умения и корректировать их в случае необходимости. Задания простые. Родителям не нужно долго мучиться в поисках материала, а затем времени. При регулярном выполнении каждое задание занимает не более 5 минут.

Разумеется, этого недостаточно для 100% развития личности ребёнка. Здесь упускаются разные сферы.

Однако, если у ребёнка сформированы умения: слушать и слышать учителя, ориентировать в пространстве листа, учебника, умения работать по образцу и т.д. , у такого ребёнка не будет проблем с восприятием, хранением и использованием полученной в школе информации.

Дошкольные психологи и воспитатели делают большое дело, т.к. именно дошкольный период является предпосылкой учебной деятельности. Поэтому это – очень ответственное дело.

Важно также помнить о том, что в этом возрасте есть одно огромное преимущество, доказанное и проверенное временем – лёгкость развития и коррекции проблемных зон при условии конструктивного взаимодействия.

Ведь всякий раз, когда мы добиваемся успеха и видим результат, это делает нас чуточку профессиональнее, увереннее и счастливее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Павлова Ирина Андреевна // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru